Неисполнение требований потребителя о безвозмездном устранении недостатков изготовленной мебели
Совместным приказом Министра торговли и интеграции Республики Казахстан от 4 июня 2024 года № 236-НҚ и Заместителя Премьер-Министра – Министра национальной экономики Республики Казахстан от 10 июня 2024 года № 32 были внесены дополнения в Проверочный лист за соблюдением законодательства Республики Казахстан о защите прав потребителей, который был ранее утвержден в сентябре 2020 года. В перечень были внесены новые требования, подлежащие проверке. В настоящее время территориальные подразделения уполномоченного органа в сфере защиты прав потребителей вправе назначать внеплановую проверку по исполнению требования об устранении недостатков работы (услуги), обнаруженных в ходе её выполнения (оказания), и недостатков выполненной работы (оказанной услуги) в течение десяти календарных дней с момента предъявления соответствующего требования, если иной срок не установлен договором.
Согласно статье 35 Закона Республики Казахстан «О защите прав потребителей» потребитель при обнаружении недостатков в выполненной работе (оказанной услуге) вправе по своему выбору потребовать:
1) безвозмездного устранения недостатков в выполненной работе (оказанной услуге);
2) соответствующего уменьшения вознаграждения за выполненную работу (оказанную услугу);
3) безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы (оказания услуги);
4) возмещения своих расходов на устранение недостатков, когда право потребителя устранять их предусмотрено в договоре.
Также потребитель вправе расторгнуть договор и потребовать возмещения убытков, если в установленный срок недостатки в выполненной работе (оказанной услуге) не были устранены исполнителем либо если отступления в работе (услуге) от условий договора или иные недостатки работы (услуги) являются существенными и неустранимыми.
Законом установлено, что недостатки работы (услуги), обнаруженные в ходе ее выполнения (оказания), и недостатки выполненной работы (оказанной услуги) должны быть устранены в течение десяти календарных дней с момента предъявления соответствующего требования, если иной срок не установлен договором.
В Департамент торговли и защиты прав потребителей МТИ РК по Северо-Казахстанской области (далее – Департамент) поступило обращение гражданки А. по факту невыполнения индивидуальным предпринимателем А. её требований по безвозмездному устранению недостатков в изготовленной мебели. Письменную претензию гражданка А. вручила нарочно исполнителю, однако в установленный срок ответ на претензию не был предоставлен и недостатки не были устранены.
По обращению физического лица Департаментом была назначена внеплановая проверка субъекта (объекта) предпринимательства.
В ходе проведения государственного контроля был установлен, что индивидуальный предприниматель А. в течение десяти календарных дней со дня получения претензии гражданки А. не предоставил ей письменный ответ, а также не принял мер по устранению недостатков выполненной работы.
В соответствии с подпунктом 3) части 5 статьи 190 Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» (далее – КРКоАП) неисполнение продавцом (изготовителем, исполнителем) обязанностей представлению письменного ответа на претензию об устранении нарушений прав и законных интересов потребителя в срок, установленный законодательством Республики Казахстан о защите прав потребителей влечет предупреждение.
Согласно части 6 статьи 190 КРКоАП, если такое деяние совершенно повторно в течение года после наложения административного взыскания, то оно влечет штраф на физических лиц в размере десяти, на субъектов малого предпринимательства – в размере двадцати, на субъектов среднего предпринимательства – в размере тридцати, на субъектов крупного предпринимательства – в размере пятидесяти месячных расчетных показателей.
По результатам внеплановой проверки индивидуальный предприниматель был привлечен к административной ответственности в виде предупреждения за непредоставление письменного ответа на претензию потребителя. Также субъекту предпринимательства вынесено предписание об устранении недостатков выполненной работы до 20 сентября т.г. В случае невыполнения предписания, выданного органами государственного контроля, в установленные сроки субъект предпринимательства может быть привлечен к административной ответственности по части 3 статьи 462 КРКоАП.