ИИН: что это и как его оформить?
Что такое ИИН?
Индивидуальный идентификационный номер (ИИН) — это уникальный 12-значный код, который автоматически создаётся информационной системой во время первичной регистрации физического лица. Этот номер остаётся неизменным на протяжении всей жизни и не подлежит изменению или повторной генерации. С помощью ИИН осуществляется хранение данных, связанных с конкретным человеком.
- в Национальных реестрах идентификационных номеров;
- в информационных системах госорганов (в т.ч. в базе КГД МФ РК);
- в базах иных госучреждений.
С 2007 года в Казахстане введена система индивидуальных идентификационных номеров (ИИН) для физических лиц в соответствии с законом №223 от 12 января 2007 года. С августа того же года началась замена удостоверений личности на обновлённые документы, которые уже включали ИИН. Также ИИН автоматически присваивался новым документам, включая свидетельства о рождении детей.
Как расшифровываются цифры ИИН ?
Расшифровывается 12-значный номер:
- первые 6 цифр –год, месяц и дата рождения физлица;
- 7-я цифра –век рождения и пол (у родившихся в XX веке прописаны цифры 3 (мужчина) и 4 (женщина), у родившихся в XXI веке - цифра 5 (мужчина) и 6 (женщина));
- 8-11-я цифры представляют собой порядковый номер регистрации в системе;
- 12-я цифра является контрольной и определяется автоматически.
Для чего нужен ИИН?
Государственные органы применяют ИИН для идентификации физических лиц. Физическим лицам ИИН необходим для того, чтобы пользоваться государственными услугами:
- получение документов, удостоверяющих личность;
- регистрация брака;
- госрегистрация объектов недвижимости и авто;
- осуществление платежей и переводов;
- уплата налогов;
- осуществление ВЭД;
- регистрации бизнеса.
Как получить ИИН новорожденному?
Новорожденным, родившимся на территории страны у граждан Казахстана и получившим свидетельство о рождении в казахстанских органах ЗАГС ИИН присваивается при выдаче свидетельства и сразу указывается в документе.
Как получить ИИН иностранцу?
Иностранные граждане, не имеющие вида на жительство в РК, должны получить ИИН в следующих случаях:
- если нужно открыть счет в банке;
- если иностранец получает доходы из источников, расположенных в Казахстане;
- при приобретении имущества, облагаемого налогами (авто, недвижимость);
Прежде, чем получить ИИН, иностранные граждане обязаны получить временную регистрацию в миграционной полиции Казахстана. Затем уже следует обратиться в КГД МФ РК (налоговый орган) или в ЦОН.
При обращении в территориальное подразделение УГД МФ РК или ЦОН необходимо предоставить:
- налоговое заявление на присвоение ИИН;
- нотариально заверенная копия удостоверения личности (паспорта);
- свидетельство регистрации временного пребывания в РК
При этом копия паспорта должна быть с нотариально удостоверенным переводом на казахский и (или) русский языки. Копия с переводом предоставляется с вшитыми копиями миграционной карточки и свидетельства регистрации временного пребывания в РК.
При наличии, следует также предоставить:
- нотариально заверенную копию документа, подтверждающего налоговую регистрацию иностранца в стране своего гражданства;
- копию документа, подтверждающего сумму дохода из источников в РК.
При подаче документов в УГД МФ РК или ЦОН выдача свидетельства о присвоении ИИН займет 3 рабочих дня с даты подачи. Услуга оказывается бесплатно.